Правила организации дуального обучения

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 21 января 2016 года № 50

Правила
организации дуального обучения

  1. Общие положения
  2. Настоящие правила организации дуального обучения (далее – Правила) разработаны в соответствии с Трудовым кодексомРеспублики Казахстан от 23 ноября 2015 года, подпунктом 46-12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса в форме дуального обучения.
    Настоящие Правила распространяются на учебные заведения реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, учебные центры, организации (предприятия) участвующие в дуальном обучении.
    2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
    1) образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результат и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
    2) обучаемый – лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
    3) присвоение квалификации – процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности;
    4) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося;
    5) договор о дуальном обучении – письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения производственного обучения и практики, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения практики;
    6) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
    7) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
    8) местный исполнительный орган (акимат) – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), обеспечивает организацию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по дуальному обучению;
    9) профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
    10) профессиональная ориентация – предоставление информации и консультационной помощи обучаемому в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;
    11) оценка профессиональной подготовленности – определение степени соответствия уровня квалификации (способности) выпускника организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;
    12) компенсационные выплаты – денежные выплаты, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях;
    13) учебное заведение – организация образования, реализующая образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования в форме дуального обучения;
    14) учебный центр – независимая форма собственности, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики;
    15) учебный план – документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;
    16) производственное обучение – составная часть профессионального образования и осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах и учебных полигонах, а также непосредственно на производстве и в организациях соответствующего профиля;
    17) наставник – квалифицированный работник организации (предприятия), владеющий технологиями производства, оказывающий практическую помощь в производственном обучении обучаемого;
    18) слушатель – лицо, обучающееся в учебных центрах по образовательным программам дополнительного образования или подготовительного отделения;
    19) организация (предприятие) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, участвующее в дуальном обучении в соответствии с настоящими Правилами.
  3. Участники дуального обучения
  4. Участники дуального обучения:
    1) учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности;
    2) организации (предприятия), независимо от форм собственности;
    3) обучаемый – студент (стажер), слушатель.
  5. Обязательные компоненты дуального обучения
  6. Обязательными компонентами дуального обучения являются:
    1) договор о дуальном обучении;
    2) рабочий учебный план дуального обучения, согласованный с организацией (предприятием);
    3) учебные, рабочие места и/или учебный производственный центр в организациях (предприятиях), оборудованные для реализации производственного обучения и профессиональной практики;
    4) наставники производственного обучения и профессиональной практики в организациях (предприятиях).
  7. Организация и проведение дуального обучения
  8. Дуальное обучение осуществляется в соответствии с договором о дуальном обучении.
    6. Конкурсный отбор на дуальное обучение ведется по результатам собеседования с обучаемым, проводимым организацией (предприятием).
    7. Организация учебного процесса в рамках дуального обучения осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными учебным заведением и согласованными с организацией (предприятием).
    8. Учебный процесс в учебном заведении включает теоретические занятия и производственное обучение, лабораторно-практические и расчетно-графические занятия, профессиональную практику, курсовое и дипломное проектирование, которые осуществляются в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах и учебных полигонах, а также непосредственно на производстве и в организациях соответствующего профиля.
    9. Формы, содержание и объем производственного обучения и профессиональной практики определяются на основании действующих образовательных программ по соответствующей специальности и квалификации.
    10. Учебные планы и образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в учебных заведениях и не менее 60 процентов производственного обучения, практики на базе организации (предприятия).
    11. Производственное обучение сопровождается с теоретическим обучением, при котором график учебного процесса согласовывается с организацией (предприятием).
    12. В период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на обучаемого распространяются правила трудового распорядка предприятия в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.
    13. За время прохождения производственного обучения и практики обучаемый выполняет определенные функциональные обязанности, которые засчитываются в трудовой стаж обучаемого, и за это время производится компенсационная выплата.
    14. Компенсационная выплата обучаемому по усмотрению организацией (предприятием) устанавливается в размере не менее одного  минимального размера заработной платы в месяц, устанавливаемая Законом Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года «О республиканском бюджете на 2014 — 2016 годы» на соответствующий период.
    15. В рамках дуального обучения обучаемый проходит промежуточную аттестацию (после 2,3 курса обучения), по итогам которой ему присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности и выдается свидетельство (сертификат) по форме, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи».
    16. Промежуточная аттестация проводится учебным заведением, в которой формируется экзаменационная комиссия с привлечением наставников (не связанных с аттестуемым) и специалистов из организации (предприятия), участвующих в дуальном обучении.
    17. По окончании полного курса обучения обучаемый, проходит итоговую аттестацию в учебном заведении, в том числе с использованием базы организации (предприятии) и оценку профессиональной подготовленности по результатам которых ему присваивается квалификация.
    18. Квалификационная практическая работа при проведении оценки профессиональной подготовленности и присвоения квалификации также может проводиться на базе организации (предприятии), по итогам которой обучаемому присваивается квалификация (квалифицированного рабочего и и/или специалиста среднего звена) по конкретной специальности и выдается документ установленного образца, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи».
    19. Обучаемому, успешно прошедшему итоговую аттестацию выдается  диплом государственного образца и сертификат оценки профессиональной подготовленности и присвоения квалификации.
  9. Функции участников процесса организации дуального обучения
  10. Уполномоченный орган в области образования оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению, осуществляет мониторинг организации дуального обучения и иные полномочия в рамках дуального обучения.
    21. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» содействует заключению трехсторонних договоров о дуальном обучении, координирует работу региональных палат предпринимателей, осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.
    22. Учебное заведение:
    1) создает необходимые условия для учебного процесса;
    2) согласовывает с организацией (предприятием) учебные планы и программы для подготовки обучаемого по дуальному обучению;
    3) реализует образовательные программы по дуальному обучению с учетом требований организации (предприятия);
    4) ведет контроль за прохождением практики обучаемого на организации (предприятии);
    5) проводит промежуточную и итоговую аттестацию в учебном заведении и принимает участие в оценке профессиональной подготовленности и присвоении квалификации;
    6) по согласованию с организацией (предприятием) направляет на стажировку инженерно-педагогических работников в организацию (предприятие);
    7) содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию.
    23. Организация (предприятие):
    1) определяет количество ученических, рабочих мест, выделяемых для дуального обучения;
    2) знакомится с материально-технической базой учебного заведения, с целью внесения рекомендаций по корректировки в учебный процесс;
    3) содействует в укреплении материально-технической базы учебного заведения;
    4) предоставляет заявки в региональную палату предпринимателей о предоставлении рабочих, ученических мест на предприятии, в рамках дуального обучения;
    5) участвует в разработке рабочих учебных планов и учебных программ учебного заведения, а также учебно-методических комплексов;
    6) обеспечивает организацию проведения производственного обучения и профессиональной практики на организации (предприятии) в соответствии с образовательными программами, согласно заключенному договору;
    7) обеспечивает обучаемого средствами индивидуальной защиты согласно инструкциям организации (предприятия) и инструментами, необходимыми для обучения;
    8) предоставляет ученические, рабочие места в соответствии техникой безопасности;
    9) закрепляет наставника на полный период прохождения производственного обучения и профессиональной практики за обучаемым;
    10) знакомит с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;
    11) проводит все виды инструктажей, предусмотренные законодательством по охране труда, технике безопасности, и локальными документами организации (предприятия);
    12) участвует в промежуточной и итоговой аттестации обучаемого;
    13) по усмотрению организации (предприятия) обеспечивает компенсационной выплатой обучаемого, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан и условиями договора о дуальном обучении;
    14) содействует в трудоустройстве выпускников, обучившихся по дуальной системе и подтвердивших свою квалификацию.
    24. Обучаемый:
    1) знакомится с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;
    2) соблюдает учебную и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и технике безопасности;
    3) проходит полный курс обучения установленным учебным планом;
    4) ведет дневник о прохождении производственного обучения и профессиональной практики, предоставляет отчет наставнику о проделанной работе;
    5) проходит промежуточную и итоговую аттестацию по завершению дуального обучения.
    5. Местный исполнительный орган в области образования:
    1) обеспечивает организацию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по дуальному обучению;
    2) осуществляет мониторинг организации дуального обучения в регионе;
    3) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса в форме дуального обучения;
    4) совместно с региональной палатой предпринимателей ведет работу по привлечению организаций (предприятий) и учебных заведений в дуальное обучение;
    5) совместно с региональными палатами предпринимателей содействует заключению договоров о дуальном обучении;
    6) ведет мониторинг и содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению;
    7) осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.
    26. Региональная палата предпринимателей:
    1) принимает заявки со стороны организаций (предприятий), желающих принять участие в дуальном обучении, на предоставление ученических, рабочих мест на предприятии;
    2) оказывает содействие по созданию ученических мест, рабочих мест по заявкам организаций (предприятий);
    3) содействует заключению договоров о дуальном обучении;
    4) регистрирует и ведет реестр договоров о дуальном обучении;
    5) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса в форме дуального обучения;
    6) оказывает содействие обучению наставника от предприятия и осуществлять мониторинг закрепления наставников на предприятиях;
    7) содействует проведению оценки профессиональной подготовленности и присвоение квалификации выпускникам, прошедшим дуальное обучение;
    8) согласует председателей и состав квалификационной комиссии назначаемого из числа представителей предприятий и ассоциаций работодателей при организации оценки профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускников;
    9) осуществляет иные полномочия в области дуального обучения.
    27. Наставник:
    1) с согласия непосредственного руководителя организации (предприятия), подключает для дополнительного обучения обучающегося других специалистов предприятия;
    2) требует от обучающегося выполнения указаний по вопросам, связанным с производственной деятельностью;
    3) ходатайствует перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
    4) требует рабочие отчеты у обучаемого, как в устной, так и в письменной форме;
    5) вносит предложения о присвоении рабочего разряда и участвует в обсуждении профессиональной характеристики обучаемого;
    6) участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью обучаемого, вносит предложения непосредственному руководителю организации (предприятия), о его поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия;
    7) содействует обучаемому в ознакомлении с производственной деятельностью, корпоративной культурой и в последующем профессиональном развитии, закреплении профессиональной деятельности на рабочем месте;
    8) обучает обучаемого практическим приемам и способам качественного выполнения должностных обязанностей и поручений;
    9) обучает обучаемого в соответствии с рабочими учебными планами, согласованными с организацией (предприятием);
    10) контролирует исполнение поручений, данных обучаемому;
    11) выявляет и совместно устраняет ошибки, допущенные обучаемым, оказывает помощь в устранении имеющихся недостатков;
    12) формирует ответственное отношение у обучаемого в исполнении своих профессиональных обязанностей, а также уважительное отношение к коллегам по работе;
    13) воспитывает у обучаемого уважение к трудящимся, их труду и результатам труда, а также ответственное отношение к собственному труду;
    14) представляет отзыв на обучаемого.
    28. Местные исполнительные органы, региональные палаты предпринимателей, учебные заведения, организации (предприятия) систематически проводят профессиональную ориентацию среди самозанятых, безработных и малообеспеченных групп населения, учащихся организаций среднего образования, по профессиональному ориентированию.